Для чего нужна физкультура в школе: важность уроков физической культуры

Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе

2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию.

Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным.

Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность).

С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности.

На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал.

Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений в водной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения.

Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников – организаторов.

Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса.

В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая – процессуально-техническую.

Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:

принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;

принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;

принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;

принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.

https://www.youtube.com/watch?v=JEXBCVOLMLw

На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учеников.

Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.

Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения.

Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями.

В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.

В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Источник: http://MirZnanii.com/a/176217-3/urok-fizicheskoy-kultury-v-shkole-osobennosti-podgotovki-i-provedeniya-3

Как проводится физкультура в школах? :

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам.

Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов.

На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность.

Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него.

Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках.

Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения.

В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки.

На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок.

В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах.

Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах — донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям.

Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока – учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям.

В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля – все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет.

Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры.

Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.
Читайте также:  Гребной тренажер: какие мышцы работают, как правильно заниматься

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) — это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей – начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений – проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.

Источник: https://www.syl.ru/article/318347/kak-provoditsya-fizkultura-v-shkolah

Уроки физкультуры в школе – насколько они необходимы?

Уроки физкультуры в школе – насколько они необходимы и нужены детям, как часто и в какое время эти уроки должены стоять в расписании школьных уроков, какие правила техники безопасности должны соблюдаться на этих уроках?

И с чем связаны участившиеся смерти школьников именно на уроках физкультуры?

Обо всем этом стоит поговорить в данной статье.

Когда человек здоров, когда он регулярно занимается каким-нибудь видом спорта – пусть не на профессиональном уровне, а на любительском, тогда и мир для него играет совершенно другими красками.

Если у человека много сил, нигде ничего не болит, нет необходимости бегать по поликлинике, сдавая анализы, и высиживая в очередях к очередному врачу, тогда и жизнь течет по-другому, веселее и бодрее.

Но, к сожалению, еще далеко не все люди приходят к тому, что свое свободное время лучше проводить не на диване у телевизора с газетой в руках или у монитора компьютера, а в тренажерном зале или в бассейне.

И когда взрослая часть населения настолько инертна в этом вопросе, то что говорить об их детях, которые всегда берут пример со своих родителей.

Да и как могут дети любить заниматься спортом, если в большинстве школ спортзалы оборудованы не слишком-то хорошо, о катках или бассейне на территории учебных заведений остается только мечтать, а дорога до ближайших спортивных секций занимает больше времени, чем сами занятия?!

И хотя сейчас люди и начинают понимать, что быть здоровым гораздо лучше, чем оставлять большую часть зарплаты в аптеках, но заниматься спортом все же не спешат.

А ведь были времена в нашей стране, когда все школьники сдавали нормы ГТО и гордились полученными значками за выполнение этих норм на «отлично», когда быть спортсменом было очень престижно.

Но сейчас школьники относятся к подобному более чем равнодушно. А жаль.

Почему так важны уроки физкультуры в школе

Могут ли что-то предпринять в сложившейся ситуации учителя физкультуры на уровне средних учебных заведений? Наверное, могут, если захотят. Все зависит от самих учителей. Хороший учитель всегда сможет заинтересовать своим предметом учеников, если у него есть стремление.

Сейчас ведутся споры о том, нужны ли вообще ученикам уроки физкультуры в школе.

Хотя подобные споры бессмысленны, ведь детям необходимо девать куда-то свою энергию, они устают от постоянного сидения за партами, а их организму нужно тренировать все части своего тела, чтобы не развивались у них в будущем болезни позвоночника и суставов, мышцы тела не становились дряблыми, как у пожилых людей.

Тем более, что сейчас дети большую часть времени находятся в сидячем положении – сначала в школе на уроках, потом дома, когда делают уроки или сидят за компьютером.

Все это создает огромную нагрузку на еще не окрепший до конца детский позвоночник и приводит к его искривлению, ослаблению мышц позвоночника и нарушениям опорно-двигательного аппарата.

Чтобы избежать подобных заболеваний, детям и нужны активные уроки физкультуры в школе, плавание в бассейне, занятия в таких спортивных секциях, где идет тренировка всех мышц тела.

Уроки физкультуры должны нравиться ученикам

Причем, подобные занятия должны доставлять школьникам радость. И именно учителя физкультуры могут так заинтересовать своими уроками детей, чтобы ученики их ждали с нетерпением.

Особенно захватывают школьников всякие эстафетные или командные игры, где у ребят возникает дух соперничества, желание выложиться из всех вил, чтобы их команда победила.

И тут уже можно использовать все имеющиеся в спортзале спортивные снаряды, а также мячи, скакалки и прочее спортивное снаряжение, которое есть в наличии в данной школе.

И опять приходится возвращаться к так называемому «человеческому фактору».

Если учитель физкультуры просто отбывает свое положенное количество уроков в школе, то интереса к его урокам у учащихся не возникнет никогда.

Также необходимо поднимать престиж подобных уроков, чтобы физкультура не считалась каким-то второсортным предметом, посещение которого необязательно.

И в детей необходимо вкладывать сознание того, что без физкультуры он н сможет стать полностью гармоничной личностью. Причем школьники должны пройти через большое количество кружков и спортивных секций, чтобы выбрать то занятие, которое придется ему по душе.

Сейчас родителям гораздо спокойнее, когда их дети сидят дома за компьютером, а не болтаются на улице неизвестно где и неизвестно с кем.

К сожалению, спортивных площадок практически нет, спортивные и другие секции подчас находятся так далеко от дома, что туда не наездишься лишний раз, поэтому подростки, предоставленные самим себе, болтаются на лавочках с бутылками пива или с сигаретами.

Ведь один из основных принципов педагогики таков, чтобы подростку не лезли дурные мысли в голову, то он должен быть постоянно занят чем-то полезным для себя или окружающих.

Именно поэтому на государственном уровне должна работать программа по организации спортивных площадок во дворах и спортивных секций во всех районах городов и поселков, ведь здоровье нации закладывается с детства.

И если чадо все детство, включая школьные годы, вместо занятий спортом и тренировки своего тела будет только сидеть у компьютера и развивать лишь мозг, то повзрослев, у такого активного пользователя Интернета начнут вылезать болезни то там, то здесь.

К сожалению, учителя в современных школах получают не лишком большие зарплаты, поэтому для того, чтобы выжить, они вынуждены бегать и искать себе подработки. А когда они будут получать за свою работу в школах достойную зарплату, то тогда преподаватели смогут реализовывать себя полностью в своей профессии.

Во многих странах мира сейчас набирает силу культ здорового образа жизни, люди бросают курить, употреблять спиртные напитки, а свободное время используют для активных занятий спортом. И это прекрасно, когда люди изменяют образ жизни для того, чтобы подольше оставаться полными сил.

Нельзя подразделять знания на нужные и ненужные.

Детская смертность на уроках физкультуры

Наиболее болезненной является тема детской смертности на уроках физкультуры. С чем это связано?

Прежде всего с тем, что дети постепенно снижают свою двигательную активность. Они больше времени проводят у экранов компьютеров, рассматривают посещения пунктов быстрого питания как возможность приятного времяпровождения, они все больше времени проводят не вне помещений, а внутри.

В связи с ростом неправильного питания у детей и преимущественно сидячего образа жизни у них появляется лишний вес, приводящий у большинства ребят к ожирению.

А эндокринологи бьют тревогу – диабет второго типа, который раньше встречался у людей старшего поколения с излишним весом, сейчас стремительно молодеет, уже около 40% от общего числа больных этим заболеванием составляют дети.

Малыши, которые в дошкольном возрасте мало двигаются, страдают от лишнего веса, приходят в школу абсолютно нетренированными.

Когда на уроках физкультуры учитель дает им нагрузки вполне допустимые для их возраста, у таких детей может возникать учащенное сердцебиение, начинаются проблемы со здоровьем. И в такой ситуации нормальный с виду ребенок умирает на уроке физкультуры.

А много ли в нашей стране школ, где есть дефибриллятор? Есть ли обученные медсестры в учебных заведениях, которые могут оказать ученику помощь при остановке сердца до приезда Скорой помощи? Может быть, есть смысл оснащать школы подобным оборудованием вместо проведения косметического ремонта?

Ну, и конечно детки должны заниматься спортом еще в дошкольных учреждениях, активно бегать и прыгать, чтобы школьные уроки физкультуры в школе не стали для них шоком!

Источник: https://sosed-domosed.ru/uroki-fizkultury-v-shkole/

Физкультура в школе

Физическое развитие детей имеет важное значение не только в плане становлениях их костной и мышечной систем, но и для приобретения некоторых социальных навыков и личностных установок. Более крепкий, развитый физически ребенок всегда будет более активным, деятельным и уверенным в себе. Достижения таких целей и преследует физкультура в школе.

Физическая культура в школе: нормативы проведения

Школьная физкультура традиционно проводится в теплое время года – на уличном стадионе, в холодное – в оборудованном спортивном зале (за исключением зимних занятий на лыжах).

Каждое помещение или уличная территория, отведенная для таких занятий, строго отвечает целому ряду нормативов: учитывается оптимальное количество школьников для данной площади, число раздевалок и душевых, высота потолков, системы вентиляции и отопления, наличие необходимых для разностороннего развития спортивных снарядов.

На самом деле, к развитию физической культуры относятся и так называемые «физкульт-минутки», которые в настоящее время остались частью физкультуры в начальной школе. В подавляющем большинстве учебных учреждений уже со средней школы этот необходимый для сброса напряжения элемент не проводят.

Физкультура для детей с 1-го по 3-й класс

Детская физкультура для маленьких школьников направлена, прежде всего, на гармоничное развитие тела, ловкость, координацию движений. В этот период нередко обучают важным навыкам:

  • правильно сочетать дыхание с движением;
  • навыкам прыжков в длину и в высоту;
  • одной и двумя руками подбрасывать и ловить мяч;
  • метать мяч в цель;
  • основы спортивно-командных игр;
  • основы лыжного спорта;
  • основы плавания.

Двигательная активность детей в этом возрасте крайне важна, ведь период с 7 до 12 лет – это период наиболее активного роста, и чем более развито будет тело, тем гармоничнее оформится фигура к периоду полового созревания.

Чем старше становятся ребята, тем разнообразнее и интереснее средства физического воспитания. Занятия обычно ставят в расписание дважды в неделю, чтобы школьники привыкали к распорядку и стремились продолжать заниматься спортом в течение всей своей жизни.

С целью заинтересовать учеников в спорте, преподаватели физкультуры часто замечают их успехи в какой-либо области и предлагают участие в соревнованиях или посещение пришкольных кружков и секций. Это не только позволяет школьнику реализоваться в качестве успешного спортсмена, но и прививает искренний интерес к занятиям спортом.

Лечебная физкультура в школах проводится редко, и обычно – в качестве факультативных занятий.

Детей с нестандартным физическим или психическим развитием чаще попросту освобождают от занятий физкультурой, хотя именно им она обычно нужна, как никому другому.

Обратную ситуацию можно встретить лишь в так называемых школах здоровья, где ЛФК (лечебная физкультура) является одним из основных направлений.

Физкультура для школьников: современные проблемы

К сожалению, не смотря на то, что уроки физкультуры преследуют исключительно благие цели, в настоящее время школьное образование в этой сфере не безоблачно.

Первая проблема, которая встречается очень часто – отсутствие душевых и комнат отдыха,т.е. условий, в которых школьники хотели бы посещать занятия. Ведь в период полового созревания процесс потоотделения зачастую бывает излишне интенсивен, и, не имея возможности принять душ, школьники стремятся и вовсе прогуливать уроки.

Еще одна проблема – нередкие случаи получения травм на занятиях. В этом может быть виновно и устаревшее оборудование, и слабое внимание к технике безопасности, и неосторожность других учащихся.

Кроме того, оценки, которые ставят за физические навыки, а не за успеваемость, т.е. отметки по физкультуре, влияют на средний балл аттестата, что не является корректным: ведь оценивается не ум, а физические свойства.

Источник: https://womanadvice.ru/fizkultura-v-shkole

Зачем нужна физкультура

Школьники и их родители скорее с легким недоумением, чем с радостью, встретили сообщение о том, что в школе будет проводиться вместо двух теперь три урока физкультуры в неделю

Школьники и их родители скорее с легким недоумением, чем с радостью, встретили сообщение о том, что в школе будет проводиться вместо двух теперь три урока физкультуры в неделю.

«Чему тут радоваться? — так и слышу возмущенные возгласы родителей. — В школе и так огромная нагрузка на детей, а тут еще дополнительный урок». Но давайте не будем делать поспешных выводов, думая, что школа дерзко посягает на свободное время учащихся. Попробуем сперва во всем разобраться. Несколько лет назад Министерство здравоохранения обнародовало не очень приятную информацию.

Читайте также:  Как выбрать беговую дорожку для дома правильно

Оказывается, по итогам ежегодных обследований в детских садах и школах выявилось, что только 50% детей в дошкольных учреждениях здоровы. В школе же процентность здоровых детей к шестому классу уменьшается вдвое. А к одиннадцатому классу остается только пять процентов здоровых детей.

Детские психологи, социологи и врачи выявили ряд причин, которые приводят к такой удручающей ситуации.

1. Неправильное питание. Что и говорить, наши дети едят что попало, как попало и где попало. Такое питание ведет к ожирению, а также к заболеванию органов пищеварения. 2. Малоподвижный образ жизни. Проведение за партой наших чад в день более пяти часов.

Добавьте к этому еще время на выполнение домашнего задание и довольно продолжительное бдение у экрана телевизора. Подобный образ жизни ведет к нарушению зрения, к искривлению позвоночника, к плоскостопию и.т. д. Но самое страшное — гасится физиологическая потребность организма к активному движению.

А это значит — о всестороннем гармоническом развитие ребенка не может быть и речи. 3. Неполноценный сон. В семьях стало почему-то нормой, если ребенок ложится спать в первом, а иногда даже во втором часу ночи.

Последствия неполноценного сна: невнимательность, раздражительность, нервозность, а значит, возникновение конфликтных ситуаций дома, в школе, на улице. А это незамедлительно рождает следующую причину.

4. Стресс. Стресс — это такая противная бяка, которая отбойным молотком бьет по нервной и сердечно-сосудистой системе организма ребенка. Вот вам и «здоровый» образ жизни наших детей, и как приложение к нему — ошеломляющий спектр болезней.

Но не стоит пугаться и паниковать. Противоядие от всех этих бед есть. И как ни парадоксально это звучит, вам поможет физическая культура.

Задача физической культуры — развить двигательную активность у детей, развить у них различные физические качества.

Но основное направление физической культуры — дать детям знания о здоровом образе жизни, научить их самостоятельно заниматься физическими упражнениями и выполнять закаливающие процедуры.

Интересно то, что физическая культура определяет выполнение правил поведения, прежде всего по отношению к самому себе.

Если вы любите себя, уважаете себя, то по утрам (как бы вам этого ни хотелось) вы будете делать зарядку, обтираться холодной водой и хотя бы три раза в неделю в удобное для вас время по полтора часа заниматься физическими упражнениями, дабы быть здоровыми, стройными, и что немаловажно, привлекательными.

Любите себя на здоровье, но никогда не жалейте себя. Жалость по отношению к себе — это болезнь души, переходящая в болезнь тела. Это лелеяние своих болячек, аханье и оханье, бесконечные жалобы, это бездействие и дремучая лень.

«Ах, как вы хорошо расписываете о значении физической культуры! — с иронией воскликнет дотошный читатель. — Но ведь физкультура в школе ведется постоянно, а дети продолжают болеть. И решит ли проблему со здоровьем у наших детей еще одно занятие по этой дисциплине?»

Дополнительный урок физкультуры — это здорово! Можно бесконечно много говорить о плюсах такого нововведения.

Но самое главное то, что он восполняет дефицит активного движения, который возникает во время учебного процесса у детей. И было бы совсем замечательно, если бы урок физкультуры проводился ежедневно.

Но, к великому сожалению, даже в этом случае мы не можем ожидать такого мощного оздоровительного эффекта, который он в себе несет. Почему?

Да потому, что у большинства наших уважаемых родителей сложилось мнение, что урок физкультуры в школе не обязателен и, более того, не нужен. И эта точка зрения вольно или невольно передается их детям. В итоге родители «забывают» к новому учебному году купить своим детям спортивный костюм. Напомнить, чтобы они взяли с собой к уроку физкультуры спортивную обувь, запасные носочки и футболку.

А урок физкультуры — это прежде всего интенсивное движение, во время которого всем нам свойственно, извините, потеть. А представьте себе легкоатлетический кросс этак на три километра или спортивные игры. После таких занятий футболки и носки у детей хоть выжимай.

Вот и сидит бедный ребенок после физкультуры несколько уроков в мокрой футболке и в мокрых носках. И это будет чудом, если к концу учебного дня его не начнет бить озноб. Любое лекарство, любой даже чудодейственный эликсир, если его неправильно принимать, дает совершенно обратный результат. Это относится и к уроку физкультуры.

Вместо оздоровительного эффекта мы получаем заболевание. Вот еще один пример.

Урок физкультуры, как и другие уроки, определяет выполнение домашнего задания. Разница лишь в том, что домашние задания по физкультуре необходимо выполнять каждый день. Это и понятно.

Ведь выносливость, силу и другие физические качества невозможно развить за одно-два занятия. Но дети, как правило, лукавят, когда говорят, что занимаются дома.

И когда через три недели они сдают зачет, допустим, в беге на один километр, то идет огромная перегрузка на их организм.

Я, как и вы, дорогие читатели, далек от мысли, что это полезно для здоровья. Думаю, вы поняли, уважаемые родители, что здоровье ваших детей в первую очередь зависит от вас, от микроклимата в семье, от семейных традиций.

Если вы любите своих чад, если хотите (конечно же, хотите), чтобы они были здоровыми, стройными, сильными, умными, тогда в вашей семье должен быть ни много ни мало — культ здорового образа жизни.

Тогда вам просто необходимо пересмотреть свои взгляды на урок физкультуры.

Чаще посещайте школу, ведь школа — это кладезь знаний о физическом, психическом, умственном развитии вашего ребенка.

Содружество родителей, учителей и детей — это замечательно! Создайте атмосферу любви, радости, счастья в семье. Долой недовольство, упреки, раздражения.

Продумайте распорядок дня ребенка, в котором предусмотрите совместные спортивные занятия, прогулки и интересные дела. Никогда не говорите детям: «Не мешай. Я занят. Мне некогда».

Помните: цель жизни состоит не в карьере, не в сколачивании капитала, а в воспитании своих детей. Здоровья и счастья вам. И пусть у вас все получится.

С.БЛАУЗДИТЕ, учитель физкультуры

Источник: https://tverlife.ru/news/14851.html

Что такое понятие физическая культура: виды, преимущества занятий физической активностью для человека

Главная > Культура > Для чего человеку нужна физическая культура и кто её придумал

Что такое физическая культура? Все знакомы с этим уроком ещё со школы, а вот конкретно что обозначает это понятие физкультура? Вам действительно интересно? Тогда читайте статью, мы расскажем обо всём, что касается физической культуры по порядку. Физическая культура — это одна из областей общественной деятельности, которая нацелена на улучшение физических качеств тела и укрепление мышечного корсета с помощью активного движения.

Физкультура помогает всегда оставаться здоровыми и полными жизненных сил и энергии. А как известно, в здоровом теле — здоровый дух! Упражнения действуют на кору головного мозга, вызывая чувства удовлетворённости и радости, приводят нашу нервную систему в порядок.

Необходимо всю жизнь заниматься физической активностью — с первых своих дней до глубокой старости. Занятия должны носить регулярный характер. Постепенно нужно увеличивать нагрузки, но чтобы это не доставляло вам дискомфорта. Не нужно работать на пределе своих возможностей и выполнять подход за подходом до изнеможения. Занимайтесь в удовольствие и для здоровья!

Физкультура воспитывает, подготавливает и развивает физические возможности человека. Как вы думаете, спорт и физическая культура — это идентичные понятия? Наверняка ваш ответ был утвердительным.

А вот и нет, физкультура — это общее понятие, призвана, чтобы просто укреплять здоровье, а спорт — это часть физической культуры, направлен на достижения максимального результата любыми силами; состоит из тренировок и соревнований.

Содержание

  1. Кто и когда придумал физкультуру.
  2. Зарождение спорта в Древней Греции.
  3. Основные различия спорта и физкультуры.
  4. Что включает в себя понятие физической культуры.
  5. Что такое физвоспитание.
  6. Для чего нам нужна физкультура? 10 причин заниматься физкультурой.

Кто и когда придумал физкультуру

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Но мы всё же попытаемся. Физкультура появилась с появлением первого человека, то есть много тысячелетий назад, ещё до нашей эры.

Всё началось, с того, что древнему человеку нужно было как-то учиться выживать в столь суровых условиях, добывать себе пищу, защищаться от хищников.

В то время выживал сильнейший, поэтому приходилось очень много двигаться и выполнять огромные физические нагрузки, чтобы мышцы становились крепче, а тело — сильнее.

https://www.youtube.com/watch?v=X38PavPNvw4

Человек видел результат, совершая определённые движения изо дня в день и начал понимать, что чем больше сделает повторений, тем сильнее проявится эффект. Этот опыт накапливался и передавался из поколения в поколение и дошёл до наших дней.

Зарождение спорта в Древней Греции

Олимпийские игры берут своё начало в Древней Греции. Именно там и появился первый спорт, с тренировками и соревнованиями. На время проведения Олимпийских игр, даже прекращались войны и везде царила дружеская атмосфера.

Древние традиции благополучно дошли до наших дней. Эта древнегреческая философия объединила в единое целое физические достоинства тела, души и разума.

Это стало образом жизни, воплощающем в себе наивысшие ценности.

«Citius, Altius, Fortius!» —это девиз Олимпиады, обозначающий «Быстрее, выше, сильнее!». Это значит, что нет предела нашим физическим возможностям, ограничения существуют только в нашей голове.

Основные различия спорта и физкультуры

  1. Спорт подразумевает постоянные тренировки и состязания, физкультура — общее оздоровление организма.
  2. Спортом нужно заниматься регулярно и целенаправленно, физкультурой — часто, но, главное, чтобы было в удовольствие.

  3. Спорт постоянно ставит жёсткие цели, для осуществления которых нужно работать на пределе своих возможностей, физкультура же учит заниматься размеренно, подбирать нагрузки под свою физическую подготовку, чтобы не навредить здоровью.

  4. Профессиональный спорт калечит, а физкультура лечит.
  5. В спорте множество правил и ограничений, в физкультуре строгих правил нет.
  6. Итог занятий спортом — соревнования и награды, физкультурой же мы занимаемся только для своего здоровья.

Теперь вы убедились, что спорт и физическая культура имеют существенные отличия и не являются идентичными понятиями.

Что включает в себя понятие физической культуры

Физкультура состоит из ряда компонентов, без которых её существование невозможно. Давайте ознакомимся с видами, которые описываются в википедии:

  • физическая рекреация;
  • лечебная физкультура;
  • спорт;
  • для адаптации (адаптивная);
  • физическое воспитание взрослых и детей дошкольного возраста;
  • физкультура для беременных;
  • прикладная физподготовка.

Давайте рассмотрим подробнее каждый вид физической активности.

Физическая рекреация

Это восстановление, иными словами, занятие физкультурой во время отдыха посредством активных игр, природных стихий и разнообразных спортивных мероприятий. Как результат — прекрасное самочувствие и хорошее настроение. Это отличный способ времяпрепровождения и взаимодействия с другими людьми.

Лечебная физкультура

Это целый раздел медицины. Используется для восстановления физических возможностей после тяжёлых травм или по состоянию здоровья. Лечебная физкультура назначается врачом в реабилитационный период. Это специальные физические упражнения и нагрузки, которые помогут восстановить нормальное функционирование организма в целом. А также назначается в профилактических целях.

Гимнастические лечебные упражнения являются эффективными средствами лечебной нагрузки.

Спорт

Это вид физической активности человека, включающий в себя свод строгих правил, регулярные тренировки и соревнования. Достижение максимальных результатов — неотъемлемая часть спорта. Существует огромное количество видов спорта. Самими популярными являются:

  • футбол;
  • баскетбол;
  • волейбол;
  • хоккей;
  • плавание;
  • теннис;
  • художественная гимнастика и др.

Для адаптации

Из названия понятно, что этот вид физкультуры предназначен для приспособления к жизни в социуме для людей с какими-либо отклонениями от нормы в состоянии здоровья. Иными словами, адаптационная физкультура направлена на развитие и совершенствование физиологических качеств человека.

Преимущества физкультуры для адаптации:

  1. Формирует реальное отношение к своим силам и способностям по сравнению со здоровым человеком.
  2. Учит как преодолеть психологические препятствия на пути к полноценной жизни.
  3. Объясняет как заменить отсутствующие органы или функции организма на другие, которые нормально функционируют. Например, если человек инвалид с детства, и у него нет обеих ног, то адаптационная физкультура поможет применить руки вместо отсутствующих органов.
  4. Определяет объём необходимых физических нагрузок.
  5. Повышает работоспособность и желание улучшать свои физические способности.

Таким образом, физкультура для адаптации имеет огромные преимущества и играет важную роль в жизни человека.

Что такое физвоспитание

Это прежде всего, учебный процесс, который доносит до нас важность и необходимость заниматься физкультурой. В качестве учителей могут быть педагоги в детском саду, школе или институте.

А также родители, которые начинают нас учить с первого дня появления на свет. П.Ф. Лесгафт — врач, который стал первопроходцем в дебрях науки о физическом воспитании.

Без физического воспитания невозможно построение целостной и гармоничной личности.

Физвоспитание включает в себя:

  • закаливание;
  • всестороннее развитие физических и физиологических свойств организма;
  • формирования здоровых привычек и правильного питания;
  • долголетие и здоровье.

Основные методы физического воспитания:

  • личная гигиена;
  • физ. упражнения;
  • массаж;
  • природные и естественные причины.

Цели физвоспитания:

  • образовательная;
  • развивающая;
  • оздоровительная;
  • воспитательная.

Только при синергическом (комплексном) применении всех этих методов, вы сможете достичь гармонии и получить полноценное физическое воспитание.

Физкультура для беременных

Женщинам необходимы нагрузки даже в ожидании малыша и вплоть до самых родов.

Роды — это огромнейшая физическая работа и сильнейший стресс для организма, поэтому нужно к нему готовиться заранее. И поможет в этом умеренная физическая активность. Существует ряд противопоказаний к выполнению упражнений:

  • тонус матки;
  • кровянистые выделения;
  • предлежание плаценты;
  • срывы беременности в прошлом.

Внимание! Только ваш участковый врач сможет назначить комплекс гимнастических упражнений для беременных! Поэтому проконсультируйтесь с ним обязательно!

Это подготовка человека к определённому роду ремесла посредством методов физкультуры и спортивных составляющих.

Делится на два вида:

  • профессионально-прикладную физподготовку;
  • военно-прикладную (строится на базовых способностях общего физ. состояния человека).

Основные задачи профессионально-прикладной физподготовки:

  • развитие психологических и физических качеств, необходимых в той или иной профессии;
  • формирование навыков и умений.

10 причин заниматься физкультурой

Прежде всего, это главная основа для здоровой жизни любого человека

  1. Красивое гармонично развитое тело, которое не стыдно будет показать на пляже в купальнике.
  2. Крепкий мышечный корсет.
  3. Здоровое сердце и кровеносная система.
  4. Улучшение газообмена.
  5. Снижение артериального давления и профилактика инсультов и инфарктов.
  6. Помогает поддерживать уровень сахара в крови.
  7. Повышение иммунитета организма.
  8. Усиливает приток лимфы к позвоночнику, что, в свою очередь, является отличной профилактикой болезней спины.
  9. Ускорение метаболизма.
  10. Активатор головного мозга и умственных процессов.
Читайте также:  Как выбрать беговые лыжи начинающему для классического или конькового хода

Итак, мы надеемся, что занятия физкультурой станут для вас полезной привычкой и вы будете получать удовольствие от такого времяпрепровождения. Вести активный образ жизни — залог крепкого здоровья и долголетия.

Приучите себя по утрам делать пятнадцатиминутную зарядку с элементарным набором упражнений на разные группы мышц. После зарядки не должно возникать чувства утомления, а наоборот, вы должны ощутить прилив сил бодрость духа. Пусть каждое ваше утро начинается с зарядки, и ваша жизнь станет лучше. Вы станете здоровее, выносливее, сильнее.

Закаляйтесь и укрепляйте свой иммунитет. Следите за своим общим состоянием здоровья, не пускайте всё на самотёк! Обратитесь к доктору, если имеются какие-то проблемы, он назначит вам эффективное лечение.

Занимайтесь физкультурой, полюбите её всем сердцем, и приучайте к ней своих детей, и будет вам счастье!

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/dlya-chego-cheloveku-nuzhna-fizicheskaya-kultura-i-kto-eyo-pridumal.html

Значение физической культуры в школьный период в жизни человека

Проект

Значение физической культуры в школьный период в жизни человека

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…….

3

1 Теоретические аспекты физического воспитания школьников

1.1 Значение физической культуры в школьный период жизни человека………

4

1.2 Закономерности физического развития детей школьного возраста………

4

2 Практическая часть

2.1 Средства физического воспитания детей школьного возраста.………………

7

2.2 Физическая культура в школьной жизни человека………………………….

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Это помогает всестороннему развитию человека в период взросления и имеет очень важное значение.

Цель исследования: выявить значение физической культуры в школьный период жизни человека.

Гипотезой исследования стало предположение, что важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья.

Объект исследования – физическая культура в 6 классе.

Предмет исследования – интерес школьников к занятиям физическими упражнениями и физическая культура школьников.

Для решения вышеуказанной проблемы были поставлены следующие задачи:

1.Изучить значение физической культуры в школьный период жизни человека;

2. Выявить закономерности физического развития детей школьного возраста;

3. Рассмотреть средства физического воспитания детей школьного возраста;

4. Провести анкетирование среди учащихся 6-класса.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, анкетирование и обработка данных.

Практическая значимость.Полученные данные нашего исследованиябудут интересны администрации образовательных учреждений имогут быть использованы в рамках учебного процесса учителями средних классов, учителями физической культуры и родителями.

1 Теоретические аспекты физического воспитания школьников

1.1 Значение физической культуры в школьный период жизни человека

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.

Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

1.2 Закономерности физического развития детей школьного возраста.

Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирование физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности возможно при условии строгого учета возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определенных этапов развития детей.

В процессе физического воспитания следует учитывать основные закономерности развития детского организма и не рассматривать ребенка как копию взрослого в миниатюре.

Процесс развития ребенка подчинен следующим общим закономерностям:

— неравномерность темпов роста и развития;

— гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма;

— обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;

— биологическая надежность функциональных систем;

— обусловленность процессов роста и развития генетическими средовыми факторами;

— акселерация физического и физиологического развития организма.

Неравномерность темпов роста и развития организма проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и, прежде всего, к ограничению его двигательной активности.

Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активизации двигательной деятельности.

В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания 11–14 лет.

На фоне общей неравномерности темпов роста и развития отдельные дети опережают или отстают от своих сверстников. Опережающие (акселераты) встречаются реже, чем «отстающие». Обычно к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.

Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Они зачисляются в подготовительные группы, группы здоровья. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.

Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5–2 лет, считается нормой.

Следует различать внутригрупповую акселерацию от эпохальной. Внутригрупповая акселерация представляет собой ускоренное развитие по сравнению с современными детьми, а эпохальная по сравнению со сверстниками прошлых лет.

Наиболее ярко эпохальная акселерация проявляется в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций.

Таким образом, окончательное формирование различных органов и систем организма происходит не одновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13–14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16–17 годам.

2 Практическая часть

2.1 Средства физического воспитания детей школьного возраста.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы.

1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво.

2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма – функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности.

4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание.

5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов­ные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д.

Поэтому игры подбираются с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.

Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.). В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.

2.2 Физическая культура в школьной жизни человека

В нашем исследовании на тему «Значение физической культуры в школьный период жизни человека» мы ставили перед собой задачу выявления значения физической культуры в школе. Для этого мы использовали метод анкетирования.

В исследовании участвовали учащиеся 6 класса, в количестве 10 человек.

Анкетирование проводилось в начальных классах после уроков. Анкета состояла из 9 вопросов, которые были направлены на выявление значения физической культуры в школе и на изучение интереса школьников к занятиям физкультурой и спортом.

1) Сколько времени в течение дня уделяете занятиям физической культурой?

2) Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?

3) Привлекают ли Вас к занятиям физической культуры?

4) Вы посещаете все уроки физической культуры?

5) Ждете ли Вы урока физической культуры?

6) Хотели ли Вы, чтобы уроков физкультуры было больше?

7) Ждете ли Вы окончания урока физической культуры?

8) Некоторые считают, что уроки физкультуры не нужны. Согласны ли Вы с этим?

Таблица 9. Как вы оцениваете значение физической культуры в школе?

Таблица 1. Сколько времени в течение дня уделяете занятиям физической культурой?

Из результатов видно, что 11 человек (55 %) занимается физкультурой не более 20 минут в день; от 20 до 40 минут ежедневно в школе занимается 6 человек (30 %); более одного часа занимаются в школе — 3 человека (15 %).

Таблица 2. Утренней гимнастикой занимаетесь регулярно?

Ответы показали, что в школе утреннюю гимнастику делают нерегулярно 45 % (9 человек), регулярно 20 % (4 человека) и 25 % (5 человек) затрудняются ответить на поставленный вопрос.

Таблица 3. Привлекают ли Вас к занятиям физической культуры?

Результаты показывают, что в школе большинство детей (80 %) привлекают к физкультуре учителя.

Таблица 4. Вы посещаете все уроки физической культуры?

Посещаемость уроков физкультуры в школе очень высокая, все школьники посещают урок.

Таблица 5. Ждете ли вы урок физической культуры?

Из результатов видно, что из 20 детей школы — 18, что составляет 90%, ждут урока физкультуры.

Таблица 6. Хотели ли Вы, чтобы уроков физкультуры было больше?

Исследуя желание детей заниматься физической культурой, мы получили следующие результаты. 18 детей, что составляет 90 % в школе дали положительный ответ.

Таблица 7. Ждете ли вы окончания урока физической культуры?

90 % школьников ответили, что не ждут окончания урока физической культуры.

Таблица 8. Некоторые считают, что уроки физической культуры не нужны. Согласны ли Вы с этим?

Результаты говорят о том, что школьники считают нужным уроки физической культуры.

Таблица 9. Как вы оцениваете значение физической культуры в школе?

Из результатов видно, что все школьники оценили очень высоко значение физической культуры в школе.

Эти результаты помогли выяснить, что учащиеся 6 класса очень высоко оценили значение физической культуры в школе, и они охотно посещают уроки физической культуры.

Уровень интереса школьников к урокам физической культуры достаточно высокий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во мно­гом определяет поведение человека в учебе, на производ­стве, в быту, в общении, способствует решению социаль­но-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Научно-техническая революция ко­ренным образом изменяет условия труда: значительно сокращают­ся физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная де­ятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность, способствует развитию заболеваний. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления не­соответствия между потребностью в мышечной активности и усло­виями жизни.

Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авохин С.И. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры: — М: Новая школа, 2010.

  2. Агеевец В.У. Организация физической культуры и спорта: — М: ФКиС, 2006.

  3. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // «Дошкольное воспитание» № 6, 2010

  4. Богданова Б.П. методика уроков физической культуры 1 -8 классов: — М: просвещение, 2011.

  5. Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: — М: ФиС, 2010.

  6. Буянов, В.Н., Переверзев И.В. Физическая культура и спорт./ В.Н. Буянов, И.В. Переверзев – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

  7. Водоложский Г.Г., Мегометов Р.Т. Формирование положительного отношения детей к занятиям физическими упражнениями // В кн. Физическая культура и спорт в системе коммунистического воспитания молодежи: — М: ФиС, 2011.

  8. Гейцин К.А. Ни дня без физкультуры: — М: Физкультура в школе, 2008.

  9. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. –6-е изд., доп. и испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

  10. Зимкин Н.В. Физиология человека: — М: ФиС, 2007.

  11. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие / В. Ю. Волков, Ю. С. Ланев, В. П. Петленко и др.; под общей ред. Д. Н. Давиденко. – СПб. : СПбГТУ, БПА, 2012.

  12. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М, Мозаика-Синтез, 2015

  13. Степанова Г.А. Воспитание интереса к физическим упражнениям у школьников// Учебно-методическое пособие: ШГПИ, 2004 — 84 с.

  14. Степанова Г.А. Средства воспитания у школьников интереса двигательной активности: Автореф. Дис. Конд. Пед. Наук: — Екатеринбург: УГПУ, 2005 — 21 с.

  15. Шаров В.Г. исследование влияния внеклассных занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и работоспособности учащихся: Автореф. Дис. Конд. Пед. Наук: 2013.

  16. Шиян Б.В. Теория и методика физического воспитания: — М: Просвещение

  17. Щукина Г.И. педагогика школы: — М: Просвещение, 2007.

14

Источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/znachieniie_fizichieskoi_kul_tury_v_shkol_nyi_pieriod_v_zhizni_chielovieka

Ссылка на основную публикацию